Fallout 4 — это эпическая постапокалиптическая ролевая игра, события которой разворачиваются в альтернативной версии будущего, где мир был опустошен ядерной войной. Действие происходит в 2287 году, спустя 210 лет после глобального атомного конфликта, в регионе под названием Содружество — разрушенных окрестностях города Бостон, штат Массачусетс.
Игрок берет на себя роль единственного выжившего обитателя Убежища 111. Это может быть молодой мужчина по имени Нейт, ветеран войны, или его жена Нора, в прошлом успешный адвокат. У пары есть грудной сын Шон. В первые минуты ядерной бомбардировки эта семья получает место в экспериментальном Убежище неподалеку от дома. Но их судьба оказывается намного трагичнее, чем у остальных выживших.
В контексте современного цифрового мира и растущей популярности ставок на киберспорт, Fallout 4 занимает особое место в сердцах геймеров и киберспортивных энтузиастов. Эта игра не только позволяет погрузиться в атмосферу постапокалипсиса, но и предлагает уникальные возможности для анализа игровых стратегий и развития тактического мышления, что делает ее интересной не только для одиночного прохождения, но и для наблюдения на киберспортивной арене.
Завязка сюжета
Утром 23 октября 2077 года, в день начала ядерной войны, семья главного героя ведет мирную повседневную жизнь в пригороде Бостона — Сэнкчуари-Хиллз. Неожиданно по телевидению поступает экстренное сообщение о приближающихся ядерных ударах. Молодые родители в панике хватают малыша Шона и бегут к расположенному неподалеку Убежищу 111 — огромному подземному бункеру, построенному корпорацией «Волт-Тек».
Семью пропускают внутрь в последний момент, когда на поверхности уже видны ядерные взрывы. Обитателей приглашают пройти дезинфекцию в специальных капсулах. Но это оказывается обманом — на самом деле людей помещают в криогенные камеры и погружают в состояние анабиоза без их согласия. Таков секретный эксперимент «Волт-Тек».
Проходит около 60 лет. В 2227 году главный герой приходит в сознание и становится свидетелем ужасающей сцены — двое неизвестных открывают соседнюю капсулу с его женой/мужем и сыном. Один из злоумышленников, наемник со шрамом на лице, безжалостно убивает супругу(а) главного героя и забирает плачущего Шона. Сделать что-либо помешать этому герой не может — он(а) скован морозом и лишь беспомощно стучит по стеклу криокамеры. Убийца холодно смотрит на протагониста и вновь погружает его в криосон.
Поиски похищенного ребенка
Главный герой вновь пробуждается в 2287 году, более чем через 210 лет после ядерной катастрофы. Он с ужасом обнаруживает, что все остальные обитатели Убежища 111 погибли из-за отказа системы жизнеобеспечения. Криокамеры стали для них ледяными гробами. Теперь протагонист — единственный выживший в этом склепе. Охваченный(ая) яростью, горем и жаждой мести, он(а) выбирается из Убежища и отправляется на поиски пропавшего сына.
Первым делом герой возвращается к руинам своего дома в Сэнкчуари-Хиллз. Там его встречает чудом функционирующий домашний робот-дворецкий — мистер Помощник Кодсворт. От него протагонист с изумлением узнает, сколько лет прошло после ядерной войны. Мир изменился до неузнаваемости, повсюду царит хаос и запустение. Но одна вещь осталась неизменной — решимость родителя найти своего похищенного сына любой ценой.
Робот советует искать помощи в Даймонд-Сити — крупнейшем поселении людей в Содружестве. Этот город выстроен на руинах знаменитого стадиона «Фенуэй Парк» и окружен массивными стенами. Добравшись туда, главный герой обращается к местному детективу Нику Валентайну. Синтетический человек соглашается взяться за дело и раскрывает страшную правду — за похищениями людей, в том числе детей, вероятно стоит таинственный Институт.
Институт — это полулегендарная организация ученых, которая скрывается в подземных бункерах. О ней известно крайне мало, большинство слухов полны страха и ненависти. Говорят, мрачные гении Института научились создавать продвинутых человекоподобных роботов — синтов, которых используют в своих целях на поверхности. Чтобы узнать больше о местонахождении Института, Валентайн предлагает выйти на след наемника Конрада Келлога, который, по некоторым данным, выполнял грязную работу для ученых.
Дальнейшее расследование приводит главного героя в заброшенный форт Хаген, где прячется Келлог. В жестокой схватке протагонист побеждает матерого убийцу и узнает страшную правду. Келлог лично участвовал в похищении Шона по приказу Института и с помощью специального устройства переместился с мальчиком в секретный подземный комплекс. Но самое ужасное — с тех пор прошло уже около десяти лет! Герой понимает, что должен любой ценой проникнуть в штаб-квартиру Института, чтобы спасти уже повзрослевшего сына.
Проникновение в Институт
В поисках способа попасть в Институт герою приходится завязать контакты с ключевыми фракциями, которые имеют свои интересы в Содружестве.
Первая из них — Братство Стали, хорошо организованная военизированная группировка, цель которой — сохранить наследие довоенных технологий и оградить мир от их неконтролируемого использования. Прибыв на гигантском дирижабле «Придвен», Братство Стали во главе с бескомпромиссным Старейшиной Артуром Мэксоном готовит масштабную операцию против Института, который рассматривает как угрозу человечеству.
Другой союзник — Подземка, тайное движение, которое помогает сбежавшим из Института синтам. Члены Подземки верят, что синты — это не просто машины, а новая форма жизни, обладающая сознанием и достоинством. Их цель — освободить всех синтов из рабства и дать им возможность самим выбирать свою судьбу. Лидер Подземки Дездемона надеется, что главный герой поможет организовать восстание внутри Института.
Третья фракция — возрожденные Минитмены, ополчение простых жителей Содружества. Когда-то Минитмены были мощной силой, защищавшей людей от рейдеров, мутантов и других опасностей, но затем организация распалась. С помощью главного героя Минитмены могут вернуть себе былую славу и объединить под своими знаменами разрозненные поселения. Во главе этого ополчения встанет Престон Гарви, идеалист, мечтающий построить новое справедливое общество.
Некоторое время протагонист может помогать всем фракциям в их целях, но рано или поздно интересы группировок столкнутся. Герою придется решить, кому он(а) по-настоящему доверяет, и сделать непростой выбор, который определит судьбу всего Содружества.
Узнав, что в Институт можно попасть только с помощью устройства телепортации, настроенного на код курьера из числа синтов, протагонист отправляется на поиски перебежчика. С немалыми трудностями ему(ей) удается построить на базе союзников собственный телепорт и переместиться в таинственный подземный комплекс, где властвует наука будущего.
Кульминация и развязка
Оказавшись внутри Института, главный герой выясняет шокирующую истину. К нему выходит директор Института, пожилой ученый, которого все называют Отцом. Он оказывается не кем иным, как постаревшим Шоном — тем самым похищенным много лет назад сыном протагониста!
Раскрывается трагическая история семьи. Оказывается, для Шона с момента похищения прошло более 60 лет. Келлог доставил его младенцем в Институт, где мальчик вырос под опекой ученых и со временем стал их лидером. Самого же главного героя Шон (он же Отец) намеренно оставил в криостазе — как источник чистого генетического материала для экспериментов и на крайний случай. Более того, оказывается, что нападение на Убежище 111 много лет назад было организовано самим Институтом ради получения ДНК неизменённых довоенных людей для создания синтов.
Шон предлагает протагонисту остаться в Институте и со временем стать его преемником на посту директора. Он искренне верит, что Институт — это лучшая надежда человечества на возрождение цивилизации. Но герою ещё предстоит решить: согласиться на предложение сына или встать на сторону одной из враждебных Институту фракций.
В зависимости от действий игрока, возможны четыре принципиально разные концовки.
Концовка за Институт
Протагонист принимает правоту Шона и соглашается продолжить его дело по превращению Института в новую сверхдержаву. Вместе они планируют уничтожить оппозицию на поверхности — Подземку и Братство Стали. Когда Шон умирает от неизлечимой болезни, главный герой занимает его пост директора Института. Под его(её) руководством Институт выходит из тени, объявляет о своем превосходстве и становится новым порядком в Содружестве. Остатки человечества оказываются под диктатом безжалостной научной элиты и её армии синтов.
Концовка за Братство Стали
Протагонист решает, что Институт зашел слишком далеко и представляет угрозу для всего живого. Он(а) передает Братству Стали информацию, необходимую для прямого вторжения в подземный комплекс. С помощью восстановленного довоенного робота Либерти Прайма, рыцари Братства пробивают тоннель к Институту и врываются внутрь, уничтожая всех синтов и ученых. Главный герой лично нажимает на кнопку подрыва ядерного реактора и хоронит останки Института под землей. В последний момент он(а) прощается со смертельно больным сыном Шоном. Отныне Братство Стали — безраздельные хозяева Содружества, а протагонист занимает почетное место в его рядах.
Концовка за Минитменов
Понимая, что простые жители Пустошей оказались меж двух огней в противостоянии могущественных фракций, протагонист решает довериться народному ополчению. Под руководством главного героя Минитмены захватывают старинную крепость Замок и превращают её в неприступный бастион. Когда угроза со стороны Института становится невыносимой, Минитмены проводят смелую операцию, проникнув в подземный комплекс по заброшенным канализационным туннелям. Они врываются внутрь и захватывают технологии Института, но щадят большинство ученых и обитателей, предлагая им новую жизнь на поверхности. Институт перестает существовать, но Содружество обретает надежду на возрождение.
Концовка за Подземку
Протагонист проникается трагической историей синтов, которых Институт лишил свободы и достоинства. Вступив в контакт с осведомителями внутри Института, герой организует массовый побег разумных андроидов. Битва за права синтов оборачивается войной на два фронта — и против Института, и против Братства Стали, которое не признает в синтах людей. В решающем сражении уничтожаются и секретная база Института, и боевой дирижабль Братства. Ценой огромных жертв синты обретают свободу и начинают строить новое общество на руинах Содружества. Выжившие люди вынуждены учиться сосуществовать с синтетическими собратьями как с равными.
При любом развитии событий главный герой встречается с умирающим сыном Шоном и приносит ему последнюю весть — об уничтожении Института или о новом пути его выживших обитателей. Директор Института сохраняет веру в свои идеалы, но выражает искреннее восхищение силой и мужеством своего родителя. На смертном одре Шон передает протагонисту последний подарок — маленького синта-ребёнка, точную копию себя самого в детстве. Этот синт, по задумке Шона, должен стать утешением для протагониста и шансом прожить ту счастливую семейную жизнь, которая была отнята у них обоих.
Заключение
Сюжет Fallout 4 представляет собой эпическую постапокалиптическую драму, исследующую темы потери, мести, прощения и надежды на фоне мрачного мира будущего. История подробно раскрывает трагедию семьи, разделенной веками и обстоятельствами, и ставит героя перед моральными дилеммами, не имеющими однозначно правильного решения.
Уникальность игры в том, что сюжет развивается нелинейно и может привести к совершенно разным концовкам в зависимости от решений игрока. Примкнув к Институту, Братству Стали, Минитменам или Подземке, герой меняет расстановку сил в Содружестве и определяет его дальнейшую судьбу. Вопрос о том, какой путь развития является оптимальным для возрождения цивилизации после ядерного апокалипсиса, лежит в основе главного конфликта игры.
Одновременно история поднимает глубокие философские вопросы о природе человечности и о том, что делает нас людьми. Через сложные отношения людей и синтов, Fallout 4 исследует идеи свободы воли, самосознания, предрассудков и равенства разумных существ. Игра не дает легких ответов, предлагая игроку самому сформировать свое мнение.
Несмотря на кажущуюся предопределенность судьбы, игра показывает, что наши поступки и решения всё же меняют мир вокруг. Даже в самых безнадежных обстоятельствах остается место для человечности, сострадания и надежды. И пока у нас есть силы бороться за то, что мы считаем правильным — ничто не потеряно окончательно, даже в выжженной ядерным огнем Пустоши.
В целом, сюжет Fallout 4, сочетающий напряженный экшен, научную фантастику, драму и философскую притчу, оставляет неизгладимое впечатление. Это история о том, как далеко мы готовы зайти ради любви и во что мы верим. История, которая еще долго не отпускает после финальных титров, заставляя задуматься о собственных ценностях и о будущем, которое мы строим.
Дополнительная информация
Предыстория Института и его истинные цели
Институт берет начало от Массачусетского технологического института (МТИ), который до войны был ведущим научным центром мира. Часть ученых укрылась в защищенных бункерах под кампусом и продолжила работу даже после ядерных бомбардировок. Их потомки на протяжении двух столетий совершили колоссальный технологический прорыв в областях робототехники, искусственного интеллекта, биоинженерии, ядерной энергетики и телепортации. Однако изоляция и убежденность в собственном превосходстве сделали Институт крайне высокомерным и безжалостным по отношению к остальному человечеству. Институт стремится полностью уничтожить нынешнее население Содружества, считая его генетически и культурно деградировавшим. На поверхности останутся лишь послушные синты, а люди будущего вырастут в стенах подземного комплекса, не зная невзгод и лишений старого мира. По сути, Институт готовит Содружеству «контролируемый геноцид» и хочет начать историю человечества с чистого листа по собственному образу и подобию. Но у них нет иллюзий насчет собственной непогрешимости — недаром руководителя называют «Отцом», подчеркивая мессианский характер всего проекта.
Судьба второго родителя главного героя
Если протагонист — мужчина по имени Нейт, то его жену Нору убивает Конрад Келлог при похищении Шона в самом начале игры. Если же протагонист — женщина Нора, то Келлог убивает её мужа Нейта. Вне зависимости от пола главного героя, его вторая половина погибает безвозвратно. Позднее Нора/Нейт в воспоминаниях институтских ученых упоминается как «запасной образец» генетического материала, оставленный в криостазе на экстренный случай. Но, судя по всему, Институт им так и не воспользовался.
Мотивация основных фракций и причины их конфликта
Каждая из основных фракций имеет свое видение будущего Содружества, определяемое её идеологией и интересами. Институт считает себя единственным законным наследником довоенной цивилизации и желает полностью переделать мир в соответствии со своим рациональным замыслом. С точки зрения ученых, все остальные фракции и жители Пустоши — тупиковые ветви эволюции, которые следует безжалостно отсечь ради чистоты эксперимента. Само существование неподконтрольных людских сообществ на поверхности воспринимается директором Института как угроза и помеха чистой науке. Братство Стали видит своим долгом не допустить второй ядерной катастрофы, а для этого — взять под контроль все продвинутые технологии. Они считают Институт слишком опасным в своей безответственности и готовы уничтожить синтов как извращение человеческой природы. Власть над Содружеством для Братства — лишь инструмент ограждения мира от научных угроз. Подземка движима гуманистическими соображениями — её члены видят в синтах личностей, обладающих душой и достоинством. Они хотят освободить всех невольников Института и уравнять синтов в правах с людьми. Война для них — акт коллективного освобождения целой расы. Наконец, Минитмены заботятся о безопасности и благополучии простых жителей Содружества. Они не разделяют радикализма Братства Стали в отношении синтов и технологий, но понимают исходящую от Института опасность. Их цель — разрушить диктатуру «сверхлюдей» и вернуть Пустошь её законным обитателям.